БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА (БИЭПП)

Филиал в г. Челябинске 

ornamemt buepl bp 800

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНСТИТУТА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

 

Положение о разработке основных образовательных программ. PDF  ►►►

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение о разработке основных образовательных программ института при реализации подготовки бакалавров на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее – Положение) определяет структуру, содержание, принципы и порядок проектирования и утверждения основных образовательных программ высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО), реализующихся в ЧОУ  ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА» (далее институт)на основании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО).

1.2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования(далее – ООП ВПО) – системно-организованный комплекс учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, формы, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника соответствующей квалификации (степени) бакалавра или специалиста, разработанный и утвержденный с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и отраслевых требований, а также с учетом рекомендованной учебно-методическим объединением примерной ООП ВПО.

ООП ВПО самостоятельно разрабатывается и утверждается институтом на основе требований ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности) и с учетом примерной ООП, рекомендованной разработчиком ФГОС ВПО. Профиль ООП ВПО вуз определяет самостоятельно из предложенного перечня, указанного в соответствующем ФГОС. Вуз имеет право реализовывать ООП ВПО без указания профиля. При отсутствии в ФГОС перечня профилей вуз имеет право самостоятельно определить их наименование.

При разработке ООП ВПО учитывается региональный компонент и накопленный опыт института по реализации государственных образовательных стандартов.

Институт обеспечивает свободный доступ к ООП ВПО для преподавателей, обучающихся и иных граждан путем размещения ООП на сайте.

Основная образовательная программа по направлению подготовки разрабатывается на основании настоящего Положения с учетом регионального компонента и фактического учебно-методического, информационного, кадрового обеспечения, а также, материально-технических условий для реализации образовательного в соответствии с ООП ВПО.

1.3. Социальная роль, цели и задачи ООП ВПО по направлению подготовки

Раскрывается социальная роль (миссия) ООП ВПО, ее главная цель по развитию у студентов личностных качеств, а также формированию общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

При этом формулировки целей и задач ООП как в области воспитания, так и в области обучения, даются с учетом специфики конкретной ООП ВПО, характеристики групп студентов, а также особенностей научно-педагогической/творческой школы вуза и потребностей регионального рынка труда.

1.4. Нормативной базой ООП ВПО являются:

- закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 21.12.2012 г.);

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва)

- федеральный закон от 1 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» № 309-ФЗ;

- федеральный закон от 24 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 232-ФЗ (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;

- нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации, в части касающейся реализации ООП ВПО по ФГОС (рекомендуемые сайты поиска НПА: http://mon.gov.ru; сайты Учебно-методических объединений по направлениям подготовки);

- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки;

- примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования, разработанная Учебно-методическим объединением (УМО) по соответствующему направлению подготовки;

- инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.2009 г. № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

- инструктивное письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

-  положение о разработке основных образовательных программ института при реализации подготовки бакалавров на основе федеральных государственных образовательных стандартов (Настоящее Положение)

1.5. Состав рабочей группы и ответственный за разработку ООП ВПО

Состав рабочей группы и ответственный за разработку ООП ВПО назначается приказом ректора института по представлению проректора по учебной работе.

При разработке ООП ВПО формируется рабочая группа, в состав которой входят:

-  начальник учебного отдела(руководитель рабочей группы);

-  заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой (по направлениям подготовки);

- профессор выпускающей кафедры (определение содержание компонентов фундаментальной науки и научно-исследовательской работы при реализации ООП ВПО);

- сотрудник воспитательного отдела (определение содержания социально- культурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций обучающихся при реализации ООП ВПО);

- сотрудники отделов и служб института (данные сотрудники могут входить одновременно в состав всех рабочих групп по разработке ООП).

На руководителя рабочей группы возлагается ответственность за качество и своевременность разработки ООП.

 

СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Структура ООП ВПО формируется на ФГОС и примерной образовательной программы по соответствующему направлению (Примерная ООП ВПО, разработанная учебно-методическими объединениями носит рекомендательный характер).

В структуру ООП ВПО входят следующие разделы:

1.    Общие положения

1.1.        Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ЧОУ ВПО Балтийский институт экологии, политики и права по направлению;

1.2.        Нормативные документы для разработки ООП;

1.3.         Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования

1.3.1.  Цель (миссия) ООП

1.3.2.   Срок освоения ООП

1.3.3.   Трудоемкость ООП

1.4.         Требования к абитуриенту

2.    Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП .

2.1.        Область профессиональной деятельности выпускника

2.2.        Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3.        Виды профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки

2.4.        Задачи профессиональной деятельности выпускника

3.    Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

4.     Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП.

4.1.        Календарный учебный график.

4.2.         Учебный план подготовки бакалавра по направлению

4.3.        Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана

4.4.        Программы учебной и производственной практик

5.    Фактическое ресурсное обеспечение

5.1.        Кадровое обеспечение

5.2.        Материально-техническое обеспечение

5.3.        Информационно-библиотечное обеспечение

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

     7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата

         7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

         7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

 

СОДЕРЖАНИЯ ООП ВПО

 

Оформление титульного листа ООП ВПО см. приложение №1

1.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основная образовательная программа _________________,

реализуемаяв ______________________________________________________________

(наименование вуза)

по направлению подготовки

 _____________________________________

(указать направление подготовки из ФГОС)

и профилю подготовки

___________________________________________________________

(указать наименование профиля из ФГОС)

представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований государственного и социального заказа на подготовку специалистов (бакалавров) на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

Профиль ООП ВПО вуз определяет самостоятельно из предложенного перечня, указанного в соответствующем ФГОС. Вуз имеет право реализовывать ООП ВПО без указания профиля. При отсутствии в ФГОС перечня профилей вуз имеет право самостоятельно определить их наименование.

ООП устанавливает цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП _____________ по направлению подготовки_________________

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 21.12.2012 г.);

федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «__» «_____» 200__ г. № ___ ;

нормативно-методические документы Минобрнауки России:

примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная __________________ ;

инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.2009 г. № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

 инструктивное письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

положение о разработке основных образовательных программ института при реализации подготовки бакалавров на основе федеральных государственных образовательных стандартов

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования

1.3.1. Цель (миссия) ООП.

Указывается, что ООП имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных-универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

При этом формулировка целей ООП, как в области воспитания, так и в области обучения даётся с учетом специфики конкретной ООП, характеристики групп обучающихся, а так же особенностей научной школы института и социального «заказа» на программу.

1.3.2. Срок освоения ООП.

Срок освоения ООП в годах указывается для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению.

Пример заполнения данных о сроках освоения ООП ВПО см. таблица № 2

Таблица № 2

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ПООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск

Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код, наименовании в соответствии с ОКСО

Подготовки бакалавра

62

Бакалавр (степень и (или) квалификация)

4 года

240

1.3.3. Трудоемкость ООП.

Трудоемкость освоения обучающимся ООП указывается в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы обучающегося, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Для направлений подготовки, зарегистрированным в Перечне направлений подготовки, по которым при приеме для обучения по программам ___________ могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), в данном разделе ООП могут быть указаны дополнительные требования к абитуриенту – наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств.

Содержание требований к абитуриенту необходимо указать из Правил поступления в Институт.

Пример перечня вступительных испытаний для лиц, поступающих в институ на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования представлен в таблице № 3.

Таблица № 3

Наименование направления подготовки (специальности)

Перечень

вступительных испытаний, по которым принимаются свидетельства о ЕГЭ

Перечень дополнительных вступительных испытаний

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП_________________________ по направлению подготовки _______________________.

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка бакалавров, в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности бакалавра с учетом профиля его подготовки, указываются типы организаций и учреждений, их ведомственная принадлежность, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению и профилю подготовки ВПО.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Указываются объекты профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности бакалавра с учетом профиля его подготовки.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

Указываются виды профессиональной деятельности бакалавра/специалиста в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Например: производственно- технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, педагогическая и др. Виды профессиональной деятельности дополняются вузом совместно с заинтересованными работодателями.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению и профилю подготовки ВПО на основе соответствующих ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются с учетом традиций института и потребностями заинтересованных работодателей.

3. Компетенции выпускника ООП ____________________, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Результаты освоения ООП ____________ определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, ПрООП по данному профилю подготовки и дополняются профессионально - специализированными (и при необходимости – иными) компетенциями в соответствии с целями основной образовательной программы. На этапе проектирования ООП рекомендуется разработать матрицу соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ____________

по направлению подготовки.

_____________________________________________________.

В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки _______________________________________

содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

4.1.1.Паспорта и программы формирования у студентов всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО. Пример заполнения см. в таблице № 4

Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения ООП ВПО:

Таблица № 4

Код компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание и структура компетенции

Характеристики уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

Общекультурные компетенции выпускника:

ОК-1

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

способность

к адекватному отражению в понятиях и других мыслительных формах объективной логики бытия и своего собственного существования.

Структура компетенции:

владеет знанием

-основных научных понятий и основами историко-культурного развития человека и человечества;

-основных закономерностей взаимодействия человека и общества;

Владеет умением

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые научные проблемы;

владеет навыками

- анализа, систематизации, упорядочивания и генерализации информационных потоков в современном информационном пространстве

Пороговый уровень освоения компетенции:

владеет знаниемпонятийного аппарата науки;

владеет умениями

-познавательной деятельности

Продвинутый уровень освоения компетенции:

владеет умениями

-интеллектуальной деятельности;

-системного анализа проблем научных исследований

Высокий уровень освоения компетенции:

владеет умениеманализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

владеет

способами работы с основными научными категориями.

4.1.2.Состав, основное содержание и структурно-логические связи содержания учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО.

4.1.3. Компетентностно-ориентированный учебный план.

Рекомендуемая структура компетентностно-ориентированного учебного плана приводится в приложении № 2. Она включает две взаимосвязанные составные части: компетентностно-формирующую и дисциплинарно-модульную.

Компетентностно-формирующая часть учебного плана связывает все обязательные компетенции выпускника с временно´й последовательностью изучения всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др.

Дисциплинарно-модульная часть учебного плана – это традиционно применяемая форма учебного плана. В ней отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

В базовых частях учебных циклов дается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов вуз самостоятельно формирует перечень и последовательность модулей и дисциплин с учетом рекомендаций соответствующей ПрООП ВПО.

Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору студентов в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору студентов устанавливает Ученый совет вуза.

Для каждой дисциплины, модуля, практики указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

При составлении учебного плана вуз должен руководствоваться общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Учебный план должен содержать:

а) перечень учебных циклов в соответствии с ФГОС ВПО;

б) трудоемкость цикла, а также его базовой и вариативной частей, в зачетных единицах и академических часах с учетом интервала, заданного соответствующим ФГОС ВПО;

в) в каждом цикле перечень дисциплин базовой и вариативной части, определяющей профиль подготовки (при этом дисциплины по выбору обучающихся не расшифровываются);

г) трудоемкость каждой дисциплины в зачетных единицах и академических часах. При этом следует исходить из условия, что одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам.

д) распределение дисциплин по семестрам (без указания ее трудоемкости в каждом семестре);

ж) форма промежуточной аттестации:

- по каждой дисциплине;

- по каждой практике;

з) рекомендуемые виды и продолжительность практик;

и) вид и продолжительность итоговой государственной аттестации.

4.1.4. Календарный учебный график.Для построения календарного учебного графика используется форма, традиционно применяемая в институте. Указывается последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы).

 РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ в традиционной 4- частной форме (титульный лист, календарный учебный график, учебный план подготовки, пояснительная записка, с установленными в институте  визами утверждения) оформляются дополнительно к ООП. Оригинал учебного плана храниться у  ____________________________________________, копия учебного плана размещается в локальной сети института.

4.1.5.Сквозная программа промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

4.1.6.Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников.

4.1.7.Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО».

4.2.Дисциплинарно-модульные программные документы компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

4.2.1. Аннотации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Основная образовательная программа ВПО содержит в качестве обязательных компонентов аннотации учебных дисциплин и практик, на основании которых разрабатываются учебные программы дисциплин и практик.

В ООП должны быть приведены аннотации рабочих программ всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору обучающихся).

Аннотация дисциплины или практики имеют следующую структуру: цели и задачи дисциплины (практики); отражать взаимосвязь с другими дисциплинами; требования к уровню освоения содержания дисциплины (практики), содержащие информацию о компетенциях студента, сформированных в процессе изучения дисциплины (прохождения практики), а также проектируемые результаты в формате «знать, уметь, владеть»; содержание дисциплины (основные разделы).

Аннотации разрабатываются или на основании, рекомендованных в примерной ООП, или самостоятельно.

Образец оформление аннотации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Аннотация дисциплины

базовой (вариативной) части цикла___________________________

Аннотация примерной программы учебной дисциплины __________________

__________________________________________________________________

наименование дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины _________________________________________________

Задачи дисциплины _____________________________________________

2. Место дисциплины в структуре ООП. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. _____________________________

Взаимосвязь с другими дисциплинами.

_________________________________________________________

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать _______________________________________

Уметь _______________________________________

Владеть _____________________________________

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

4.2.2. Аннотация Программы учебной и производственной практик.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки _________________________________________ раздел основной образовательной программы ______________«Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающихся.

4.2.3. Аннотация Программы научно-исследовательской работы.

(Данный раздел включается в ООП в случае, если вуз один из видов учебной практики заменяет научно-исследовательской работой.

В аннотации программе НИР указываются виды, этапы научно-исследовательской работы, в которых обучающийся должен принимать участие.

Для обеспечения ООП ВПО формируется учебно-методическое обеспечение, в пакет документов входят: Программы учебных практик, Программа производственной практики, Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

5Фактическоересурсное обеспечение ООП ______________(указать) по направлению подготовки в ЧОУ  ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА»

. Указывается, что ресурсное обеспечение ООП института формируется на основе требований к условиям реализации ООП, определяемых ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом рекомендаций ПрООП.

С учетом конкретных особенностей, связанных с профилем данной основной образовательной программы института может дать краткую характеристику привлекаемых к обучению педагогических кадров, а также фактического учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса.

5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО.

5.2. Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО.

5.3. Основные материльно-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО.

Образцы оформления форм ресурсного обеспечения.

5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО.

Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой

Таблица №5

п/п

Уровень образования, направление

подготовки, профиль,

наименование дисциплины (модуля)

в соответствии с учебным планом

Автор, название, место издания,

издательство, год издания учебной и  учебно-методической литературы

Количество экземпляров

Число обучающихся, одновременно

изучающих дисциплину (модуль)

Высшее образование

Специальность:

Учебные дисциплины (модули):

1.

История

2.

Философия

3.

Иностранный язык

Сведения о материально-техническом обеспечении ООП ВПО формируются по образцу таблицы № 6.

Таблица № 6

 № п/п

  Уровень образования,   направление

подготовки, профиль,

наименование дисциплины (модуля)

в соответствии с учебным планом

Наименование оборудованных

учебных аудиторий (кабинетов), объектов

для проведения учебных

занятий с перечнем основного

оборудования

Фактический

адрес учебных

кабинетов и

объектов

Форма владения,

пользования

(собственность,

оперативное

управление,

аренда,

безвозмездное

пользование и др.)

Реквизиты и сроки действия правоустанавливающих

документов

1

2

3

4

5

6

Учебные дисциплины (модули):

Х

Х

Х

Х

1.

Иностранный язык

2.

Информатика

3.

История

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.

Указываются возможности вуза в формировании общекультурных (социально- личностных) компетенций выпускников. Дается характеристика социокультурной среды института, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся. Могут быть представлены соответствующие документы.

Например: документы регламентирующие воспитательную деятельность; сведения о наличии студенческих общественных организаций; сведения об организации и проведении внеучебной общекультурной работы; сведения о психолого - консультационной и специальной профилактической работах; сведения об обеспечении социально-бытовых условий и др.).

Материалы для заполнения данного раздела ООП формируются из отчетов отдела воспитательной работы, кафедры физической подготовки, отдела психологического обеспечения учебного процесса, факультетов и институтов.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП ___________ (указать) по направлению подготовки.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП осуществляется в соответствии с ФГОС ВПО

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации____________________

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП институт создает фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП обучающихся-выпускников.

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. (Государственный экзамен вводится по решению Ученого совета вуза).

Институт на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, утвержденного Министерством образования и науки РФ, требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по соответствующему направлению подготовки разрабатывает и утверждает требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, а также требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена (в случае решения Ученого совета вуза о его проведении).

 

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ООП В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО

 

В данном разделе представляется комплекс нормативно-методических документов и материалов, в совокупности регулирующий, направляющий, мотивирующий и поддерживающий учебную деятельность обучающихся при освоении компетентностно-ориентированной ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Формирование данного раздела в составе ООП ВПО позволяет с системных позиций решить задачу комплексного проектирования и реализации учебной деятельности обучающихся в современных условиях от поступления их на 1-й курс института до завершения обучения по ООП и итоговой аттестации на соответствие их подготовки требованиям ФГОС ВПО.

Создание нормативно-методического комплекса для обеспечения учебной деятельности обучающихся при освоении компетентностно-ориентированных ООП опирается на все предыдущие разделы в составе ООП и предполагает необходимую адаптацию составляющих их документов и материалов к восприятию и использованию студентами в своей учебной деятельности.

Нормативная часть комплекса должна включать соответствующие разделы в Уставе, а также другие специальные внутривузовские нормативные документы, регулирующие учебную деятельность и ответственность обучающихся, а также их взаимодействие с ППС.

Учебно-методическая часть комплекса должна содержать программные и методические документы и материалы, отражающие следующие аспекты:

 цели, ожидаемые результаты, задачи и содержание образования по ООП на весь период обучения в вузе и по этапам обучения;

 особенности реализации компетентностного, системно-деятельностноного и личностно-деятельностного подходов в учебной деятельности студентов при освоении ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;

технологии самоорганизации обучающихся при освоении компетентностно-ориентированных ООП (включая индивидуальное целеполагание и планирование учебной деятельности, технологии формирования ключевых компетенций, их самооценки и мониторинга индивидуальных достижений, презентации и защиты основных результатов своего образования, предусмотренные ФГОС ВПО и т.п.)

информационные системы комплексной поддержки учебной деятельности обучающихся при освоении компетентностно-ориентированных ООП.

и др.

 

 ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

В данном разделе могут быть представлены документы и материалы, не нашедшие отражения в предыдущих разделах ООП, например:

– описание механизмов функционирования при реализации данной ООП системы обеспечения качества подготовки, созданной в вузе, в том числе: мониторинга и периодического рецензирования образовательной программы; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии); системы внешней оценки качества реализации ООП (учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса);

– положение о балльно-рейтинговой системе оценивания (в случае ее применения);

– соглашения (при их наличии) о порядке реализации совместных с зарубежными партнерами ОП и мобильности студентов и преподавателей и т.д.

 

РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ ООП ВПО В ЦЕЛОМ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ДОКУМЕНТОВ

 

В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа высшего профессионального образования обновляется ежегодно. Вносимые изменения рассматриваются на заседаниях научно-методического совета и представляются в Ученый совет института (для рассмотрения).

ООП ВПО обновляются и корректируются в части состава установленных институтом дисциплин (модулей) вариативной части учебного плана, а также содержания программ учебной и производственной практики, научно-исследовательской работы. Обновление и корректировка ООП ВПО происходят с учетом развития науки техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, изменения, пополнения материально-технической, информационно-методической базы института, обеспеченности библиотечного фонда, изменений кадрового состава.

Новая редакция основной образовательной программы ВПО рассматривается на заседании научно-методического совета по представлению ответственного за разработку ООП ВПО. При положительном решении, ООП ВПО передается для рассмотрения в ученый совет института.

Порядок утверждения новых редакций основной образовательной программы регламентируется разделом 5. «Порядок разработки, обновления и утверждения ООП ВПО» настоящего Положения.

 

 ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ООП ВПО

 

Основная образовательная программа высшего профессионального образования разрабатывается на основе следующих принципов:

Принцип системности (соблюдение соответствия целей, содержаний, методов, форм, средств и оценивая результатов деятельности ООП).

Принцип преемственности (сохранение элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин и практик в составе ООП).

Принцип студентоцентрированности (социально-гуманистическая направленность образовательного процесса).

Принцип учета потребностей и интересов заинтересованных сторон (социокультурная и организационно-управленческая норма).

Принцип маркетинга (инструмент отражения динамики социально-экономического контекста обучающегося в вузе).

Принцип модульности (структурирование содержания образования).

Принцип технологизации (активное, инновационное обучение).

 

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ОБНОВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ООП ВПО

 

-  ООП ВПО разрабатывается на основе «Положение о разработке основных образовательных программ института при реализации подготовки бакалавров на основе федеральных государственных образовательных стандартов», на основании нормативной правовой базы ООП ВПО указанной в п. 1.4. настоящего Положения, с учетом требований ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, рекомендаций примерной ООП ВПО.

-  Разработка основной образовательной программы осуществляется коллективом разработчиков. Состав рабочей группы и ответственный за разработку ООП ВПО определяется п. 1.5 настоящего Положения.

- На уровне выпускающей кафедры для формирования ООП ВПО разрабатываются: программы учебной и производственной практик, программа научно-исследовательской работы, документы по итоговой государственной аттестации выпускников (программы ГАК, ИАК), обобщаются аннотации учебных дисциплин, представленные кафедрами института для реализации ООП.

- На уровне кафедр, обеспечивающих реализацию ООП ВПО разрабатываются: аннотации учебных дисциплин (курсов, модулей), образовательные технологии, применяемые при реализации ООП ВПО; нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ООП ВПО (фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации).

-  Этапы разработки ООП ВПО:

1.Подтверждение социального «заказа» на программу, определение ее профиля;

2.Формулировка целей программы и описание результатов обучения;

3.Определение универсальных (общих) и профессиональных (предметно-специализированных) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы;

4.Формирование и описание содержания и структуры программы (состав модулей и их объем в кредитных единицах);

5.Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций;

6.Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций;

7.Создание фонда оценочных средств.

Содержания ООП ВПО по направлениям подготовки формируется в процессе:

• проведения семинаров и консультаций для разработчиков ООП (тематические, профильные), заседаний рабочей группы;

• разработки первых редакций проектов ООП по направлениям подготовки;

• согласования учебных планов направлений подготовки;

• разработки первых редакция учебных (рабочих) программ дисциплин по учебным планам направлений подготовки;

• академической экспертизы ООП ВПО по направлениям подготовки;

• доработки проектов ООП ВПО по направлениям подготовки;

• презентации разработанных проектов ООП на заседаниях научно-методического совета института.

-  Проект ООП представляется в одном экземпляре для анализа на ее соответствие ФГОС ВПО, настоящему положению и рекомендациям Министерства образования и науки РФ. Далее, основная образовательная программа (проект) рассматривается на заседании методического совета института.

Методический совет рассматривает проект ООП ВПО и по результатам заседания принимает решение о дальнейшем представлении проекта программы в ученый совет института.

- Решение об утверждении ООП ВПО принимают члены ученого совета института.

- При положительном решении ученого совета института основная образовательная программа ВПО передается утверждение ректору института. Виза утверждения ООП ВПО ректором института проставляется на титульном листе программы.

Также, на титульном листе ООП ВПО указываются реквизиты заседания ученого совета, на котором программа была рассмотрена и одобрена.

- Основная образовательная программа тиражируется в редакционно-издательском центре в порядке, установленном в институте.

-  Электронные версии ООП ВПО размещаются в течение двух недель после утверждения программы на внешнем и внутреннем сайте института.

-  Основная цель обновления ООП - гибкое реагирование на потребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники. При обновлении основной образовательной программы необходимо руководствоваться Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва) (см. п. 23):

"... Организация разрабатывает образовательную программу в форме комплекта документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Каждый компонент образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.

Порядок разработки и утверждения образовательных программ устанавливается организацией»

При переработке основных образовательных программ следует учитывать мнения работодателей.

При необходимости внесения в ООП корректив разрабатываются изменения и дополнения, процедура утверждения которых соответствует процедуре утверждения ООП.

При введении нового профиля или изменении доминирующего вида профессиональной деятельности разрабатывается и утверждается новая ООП.

 

 

Приложение №1

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА

(ЧОУ ВПО БИЭПП)

Утверждаю

Ректор

Е.Д. РЕЙФЕ

(подпись,  расшифровка подписи)

“____”______________201_ г

 

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

___________________

Профиль подготовки

___________

Квалификация (степень)  выпускника

_____________

Форма обучения

_____________

 (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Санкт-Петербург

201_ г.

 

 

 

 Положение о разработке основных образовательных программ. PDF  ►►►

 

 

ornamemt buepl bp 800