БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА (БИЭПП)

Филиал в г. Челябинске 

ornamemt buepl bp 800

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФОНДЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

Положение о фонде оценочных средств. PDF ►►►

 

1. Общие положения

 

1.1. Система контроля качества образования обучающихся «Балтийского института экологии, политики и права»  (далее Институт)по основным образовательным программам (далее – ООП) направлений подготовки, специальностей, программам дополнительного профессионального образования, разработанным с учетом уровней, профилей, специализаций, в соответствии с Федеральными, государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), государственными образовательными стандартами (далее – ГОС) всех реализуемых в вузе уровней, включает описание задач, функций и условий формирования фонда оценочных средств по ООП, раскрывает содержание видов и форм контроля, включая традиционные, комплексные и инновационные оценочные средства, определяет механизм создания фонда оценочных средств.

1.2. В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, ГОС для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программы (далее – ООП) в институте создаются фонды оценочных средств.

1.3. Фонд оценочных средств по каждой учебной дисциплине (предмету, модулю, циклу) и по ООП в целом определяет организацию и планирование результатов самостоятельной работы обучающихся и оценку качества освоения ООП.

1.4. Все оценочные средства по учебной дисциплине (предмету, модулю, циклу) и по ООП в целом должны отражать результаты обучения и уровень (пороговый, продвинутый, высокий) сформированных общих ипрофессиональных компетенций в соответствии с областью, спецификой и видом профессиональной деятельности, отраженной в матрице компетенций.

1.5. Все оценочные средства, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, являются неотъемлемой частью ООП в целом и учебно-методической документации (в частности, учебно-методического комплекса) рабочей программы по учебной дисциплины (предмета, модуля, цикла).

1.6. Все оценочные средства должны быть внесены разработчиками программы в Фонд оценочных средств по ООП, который формируется сразу же после определения целей ООП и компетенций выпускников, составления учебного плана и разработкой программ входящих в него дисциплин (предметов, модулей, циклов).

1.7. Результаты контроля учитываются и анализируются на выпускающих кафедрах разработчиками ООП по направлениям, специальностям и уровням подготовки, аналитический отчет по качеству образования по всем ООП ежегодно представляется в Ученый совет, ректору института и включается в отчет по самообследованию вуза.

 

2. Задачи и условия формирования фонда оценочных средств

 

2.1. Фонд оценочных средств, включающий многокомпонентные системы оценки качества освоения ООП обучающихся и выпускников, соответствующие новой парадигме стандартизации образовательных программ ВПО, СПО, ДПО в России, решает следующие задачи:

  • контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, определенных во ФГОС, ГОС соответствующего уровня по направлению подготовки/специальности в качестве результатов освоения учебных дисциплин (предметов, модулей, циклов), прохождения учебной, производственной (преддипломной  для ГОС ВПО) практики, осуществления научно-исследовательской деятельности;
  • контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление(с помощью элементов обратной связи) достижением целей реализации данной ООП, определенных в виде набора общих (универсальных, общекультурных), профессиональных и профессионально-специализированных компетенций выпускников;
  • достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который бы обеспечил беспрепятственное признание квалификаций выпускников российскими и зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами.

2.2. Методическими основами формирования фонда оценочных средств являются:

  • структурные матрицы общих и предметных (универсальных, профессиональных, профессионально-специализированных) компетенций выпускников ООП;
  • использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из курсантов, слушателей, студентов, преподавателей и работодателей и т.п.);
  • использование традиционных и инновационных видов и форм контроля.

3. Типы, виды, традиционные формы контроля, критерии оценивания

 

3.1. Типы контроля успешности освоения ООП обучающимися и выпускником:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая государственная аттестация.

Текущий контроль успеваемости– это проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении семестра.Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) - это оценка совокупности знаний, умений, навыков по дисциплине в целом или по ее разделам.

Промежуточная аттестация обучающихся в институте осуществляется в соответствии положениями статьи 58 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Итоговая аттестацияслужит для проверки результатов освоения ООП в целом с участием внешних экспертов.

Итоговая аттестация обучающихся в институте организована в соответствии положениями статьи 59 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Функции различных видов фондов оценочных средств:

Фонды оценочных средств формируются для решения образовательных

проблем:

  • участниками;
  • (с помощью элементов обратной связи) достижением целей образовательных программ, определенных в виде набора компетенций выпускников;
  • образования, который бы обеспечил беспрепятственное признание квалификаций выпускников российскими и зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами.

Функции различных ФОС:

используется для оперативного и регулярного управления учебной деятельностью (в том числе самостоятельной) студентов. В условиях рейтинговой системы контроля результаты текущего оценивания студента используются как показатель его текущего рейтинга.

ФОС промежуточной (семестровой) аттестацииобучающихся по модулю (дисциплине) предназначен для оценки степени достижения запланированных результатов обучения по завершению изучения модуля/ дисциплины в установленной учебным планом форме: зачет, дифференцированный зачет, экзамен, курсовой проект, курсовая работа, отчет по практике.

ФОС итоговой аттестациииспользуется для проведения государственного экзамена, выполнения выпускной квалификационной работы и оценки качества ООП. В ходе итоговой государственной аттестации оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ООП соответствующего направления. Итоговая государственная аттестация должна рассматриваться как демонстрация выпускником способностей и возможностей в профессиональной деятельности. ФОСы предназначены для использования обучающимися, вузом, сторонними организациями для оценивания результативности и качества учебного процесса, образовательных программ, степени их адекватности условиям будущей профессиональной деятельности.

3.2. К видам контроля относятся:

  • устные формы контроля;
  • письменные формы контроля;
  • контроль с помощью технических средств и информационных систем.

3.3. К традиционным формам контроля относятся:

  • собеседование
  • коллоквиум
  • зачет
  • экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен)
  • тест
  • контрольная работа
  • эссе и иные творческие работы
  • реферат
  • отчет (по практикам, научно-исследовательской работе обучающихся и т.п.);
  • курсовая работа (проект);
  • выпускная квалификационная работа и др.

Формы контроля, предусмотренные преподавателем в процессе изучения учебного материала, должны отражаться в рабочей программе учебной дисциплины (предмета, модуля, цикла) (перечень тем и заданий, перечень контрольных вопросов, перечень типовых документов/текстов/задач и т.п.), а также должны соответствовать логике и задачам реализации ФГОС, ГОС по направлениям подготовки/специальностям с учетом профиля/специализации и матрице компетенций.

3.4. Обобщенные критерии оценки разных форм контроля:

3.4.1. Оценка знаний, умений, навыков может быть выражена в соответствующей академической оценке«отлично»; «хорошо»;«удовлетворительно»; «неудовлетворительно». Преподаватель, учитель может указать уровни оценки в процентах дополнительно.

3.4.2. Критерии оценивания

  • Полнота знаний теоретического контролируемого материала (п.3.4.1. или до 50%, 51% …);
  • Полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов (п.3.4.1. или до 50%, 51% …);
  • Умение извлекать и использовать основную (важную) информацию из заданных теоретических, научных, справочных, энциклопедических источников;
  • Умение собирать, систематизировать, анализировать и грамотно использовать информацию из самостоятельно найденных теоретических источников;
  • Умение собирать, систематизировать, анализировать и грамотно использовать практический материал для иллюстраций теоретических положений;
  • Умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
  • Умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
  • Умение соблюдать заданную форму изложения (доклад, эссе, другое);
  • Умение пользоваться ресурсами глобальной сети (Интернет);
  • Умение пользоваться нормативными документами;
  • Умение создавать и применять документы, связанные с профессиональной деятельностью (будущей профессией);
  • Умение определять, формулировать проблему и находить пути ее решения;
  • Умение анализировать современное состояние отрасли, науки и техники;
  • Умение самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований;
  • Умение и готовность к использованию основных (изученных) прикладных программных средств;
  • Умение создавать содержательную презентацию выполненной работы;
  • Другое.

3.4.3. Критерии оценки компетенций:

  • Способность к публичной коммуникации (демонстрация навыков публичного выступления и ведения дискуссии на профессиональные темы, владение нормами литературного языка, профессиональной терминологией, этикетной лексикой);
  • Способность эффективно работать самостоятельно;
  • Способность эффективно работать в команде;
  • Готовность к сотрудничеству, толерантность;
  • Способность организовать эффективную работу команды;
  • Способность к принятию управленческих решений;
  • Способность к профессиональной и социальной адаптации;
  • Способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной деятельности;
  • Владение навыками здорового образа жизни;
  • Готовность к постоянному развитию;
  • Способность использовать широкие теоретические и практические знания в рамках специализированной части какой-либо области;
  • Способность демонстрировать освоение методов и инструментов в сложной и специализированной области;
  • Способность интегрировать знания из новых или междисциплинарных областей для исследовательского диагностирования проблем;
  • Способность демонстрировать критический анализ, оценку и синтез новых сложных идей;
  • Способность оценивать свою деятельность и деятельность других;
  • Способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении для его продолжения;
  • Другое.

3.5. Письменные формы контроля

Письменные работы могут включать:тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, курсовые работы, отчеты по практикам, по междисциплинарным проектам (деловой/ролевой игре, тренингу), отчеты по научно-исследовательской работе обучающихся, др.

Письменные работы обучающихся должны отвечать требованиям, указанным в Положении о конкретном виде работы (например, Положение о курсовой работе) . К каждой письменной работе должны быть указаны критерии оценки и их выражение в соответствующей академической оценке«отлично»; «хорошо»;«удовлетворительно»; «неудовлетворительно», преподаватель имеет право дополнительно оценить работу в процентах и/или в баллах.

3.5.1. Тест - форма контроля, направленная на проверку уровня освоения контролируемого теоретического и практического материала по дидактическим единицам дисциплины (терминологический аппарат, основные методы, информационные технологии, приемы, документы, компьютерные программы, используемые в изучаемой области).

3.5.2. Контрольная работа - форма контроля для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам всех циклов. Контрольная работа включает средние по трудности теоретические вопросы из изученного материала, типовые задачи/задания/казусы/упражнения/документы, решение/выполнение/заполнение которых предусмотрено в Рабочей программе учебной дисциплины (предмета, модуля, цикла).

3.5.3. Эссе - форма контроля, важная при формировании универсальных компетенций обучающегося, при развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений на основе изученного или прочитанного материала.

3.5.4. Реферат – форма контроля, используемая для привития обучающимся навыков краткого, грамотного и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями.

3.5.5. Курсовая работа (проект)  форма контроля для демонстрации обучающимся следующих умений, навыков и компетенций:

• умение работать с объектами изучения, нормативными правовыми актами, локальной документацией организации/учреждения, аналитическими и статистическими материалами, справочной и энциклопедической литературой;

• умение собирать и систематизировать практический материал;

• умение самостоятельно осмысливать проблему на основе существующих методик;

• умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы;

• умение соблюдать форму научного исследования;

• умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;

• владение современными средствами телекоммуникаций;

• способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств;

• умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса;

• способность создать содержательную презентацию выполненной работы.

При защите представленной курсовой работы оцениваются также знания дисциплин, использованных при выполнении задания.

3.5.6. Отчеты по практикам - форма контроля, позволяющая обучающимся продемонстрировать обобщенные знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных производственных преддипломных по ГОС), осуществления научно-исследовательской работы (далее – НИР).

3.5.7. Отчет о прохождении практики оформляется каждым обучающимся индивидуально в соответствии с требованиями к данным отчетам.

3.5.8. Отчеты по практикам позволяют контролировать следующие компетенции:

• способность к объективной и квалифицированной оценке изучаемого объекта;

• готовность к сотрудничеству, толерантность;

• способность управлять конфликтами;

• способность организовать собственную работу и работу исполнителей;

• способность к принятию управленческих решений;

• способность к профессиональной и социальной адаптации;

• способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной деятельности.

Цель каждого отчета о прохождении практики – осознать и зафиксировать профессиональные (профессионально-специализированные) и общекультурные компетенции, личные достижения обучающегося, приобретенные им в процессе подготовки.

3.5.9. Отчеты по научно-исследовательской работе обучающихся (НИР). При оценивании результатов выполнения НИР целесообразно использовать критерии, аналогичные оцениванию выпускной квалификационной работе (далее – ВКР). Может быть предусмотрена оценка этапов выполнения НИРС:

1. Планирование НИР. Контролируемые компетенции:

• способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу;

• владение современными средствами медиакоммуникаций;

• способность определять и формулировать проблему;

• способность анализировать современное состояние науки и техники;

• способность ставить исследовательские задачи, обосновывать их и выбирать пути их решения.

2. Корректировка плана проведения НИР. Контролируемые компетенции:

  •  способность анализировать современное состояние науки и техники;
  •  способность самостоятельно ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения;
  •  способность составлять и корректировать план научно-исследовательских работ;
  •  способность применять научно-обоснованные методы планирования и проведения эксперимента;
  •  способность анализировать полученные результаты теоретических или экспериментальных исследований;
  •  способность самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований.

4. Составление отчета о НИР.

Контролируемые компетенции:

  • способность самостоятельно оценивать научные, прикладные и экономические результаты проведенного исследования;
  • способность профессионально представлять и грамотно оформлять результаты научно-исследовательской работы, научно-техническую документацию, статью, реферат и иные материалы исследований; 
  • способность создавать содержательные презентации.

5. Публичная защита выполненной работы (проекта). Контролируемые компетенции:  способность к публичной коммуникации;  навыки ведения дискуссии на профессиональные темы; владение профессиональной терминологией;  способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ. При оценке компетенций должно приниматься во внимание формирование профессионального мировоззрения, определенного уровня культуры, этические навыки, другие значимые профессиональные и личные качества.Перечень общекультурных, профессиональных и профессиональноопределен к квалификационных требованиях к выпускникам и конкретизируются в соответствии с направлением подготовки/специальности с учетом конкретного профиля или специализации обучения. Квалификационные требования к выпускникам формируются на основе положений федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, уровней, характеристик, определенных заказчиком ООП .

6. Технические формы контроля. Информационные системы и технологии Данные формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных технических средств.Технические средства контроля(далее - ТС) включают программы компьютерного тестирования, учебные задачи, комплексные ситуационные задания.

7. Комплексные оценочные средства

7.1. Мера несоответствия заявленных вузом результатов образования и реально полученных выпускником компетенций определяет качество подготовки в данной образовательной организации и служит основой для анализа и улучшения образовательной деятельности вуза. С целью установления меры несоответствия целесообразно разработать и использовать в процессе обучения по ОП комплексные оценочные средства.

7.2. Комплексные оценочные средства формируются группой разработчиков ООП и используются для оценки уровня освоения каждого модуля ОПП и/или для оценки уровня освоения ОПП в целом. Основой для проектирования комплексных оценочных средств служит:

• структура требований ГОС, ФГОС ВПО, СПО, ФГТ и квалификационных требований к профессиональной деятельности выпускника;

• структура видов и задач профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки;

• структура и содержание оценочных средств по модулю (или по ООП в целом), виды и формы оценки, используемые преподавателями в течение модуля (ООП в целом).

7.3. Комплекс оценочных средств может включать междисциплинарные (полидисциплинарных) тесты, междисциплинарные (полидисциплинарные) контрольные работы, которые контролируют промежуточный уровень освоения ООП обучающимися.

7.4. Построение комплекса оценочных средств включает два этапа. На предварительном этапе осуществляется идентификация требований ООП, определяется количество учебных дисциплин (предметов, модулей, циклов), включаемых в оценочный комплекс, происходит их ранжирование по значимости, на следующем этапе формируются оценочные средства для решения «задачи соответствия» по окончании модуля в соответствии с матрицей компетенций (по окончании освоения ООП - подготовка к итоговой государственной аттестации по ООП);

7.5. Комплекс оценочных средств может включать вопросы из дисциплин всех циклов, предусмотренных ООП. В комплекс должны быть включеныситуационные, ситуационно - профессиональные вопросы, задания практического характера, имеющие отношения к профессиональной деятельности.

7.6. Комплекс оценочных средств позволяет выявить у обучающихся и выпускников общую эрудицию, уровень общенаучной и профессиональной подготовки.

8. ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Инновационные оценочные средства формируются на основе использования инновационных методов обучения, имеющих выраженный профессионально ориентированный характер.

8.1. Оценка решения кейса

Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собойимитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся виде реальных профессиональных проблем (кейсов) конкретного предприятия или характерных для определенного вида профессиональной деятельности. Работая над решением кейса, обучающийся приобретает профессиональные знания, умения, навыки в результате активной творческой работы. Он самостоятельно формулирует цели, находит и собирает различную информацию, анализирует ее, выдвигает гипотезы, ищет варианты решения проблемы, формулирует выводы, обосновывает оптимальное решение ситуации.Процесс решения, промежуточные и итоговый результаты работы обучающегося по решению кейса подлежат контролю.

Контролируемые умения, навыки, компетенции:

• умение анализировать ситуацию и находить оптимальное количества решений;

• умение работать с информацией, в том числе умение затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

• умение моделировать решения в соответствии с заданием, представлять различные подходы к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;

• умение принять правильное решение на основе анализа ситуации;

• навыки четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительного отстаивания своей точки зрения;

• навык критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

8.2. Оценка результатов работы по методу «мозгового штурма» разрабатывается преподавателем по аналогии с оценкой решения кейса, критерии оценки должны быть представлены в Рабочей программе учебной дисциплины (предмета, модуля, цикла). Для этого метода характерна постановка проблемных задач, для решения которых необходимо объединение обучающихся с самостоятельным распределением ролей в группе. Работа в группе предусматривает:

  •  осмысление проблемы;
  •  коллективное выдвижение идей;
  •  коллективное планирование работы;
  •  коллективная реализация плана;
  •  подбор информации, теоретического и иллюстративного материала;
  •  обоснование оптимального решения проблемы.

Групп может быть две или несколько. Каждая группа предлагает свой вариант решения, который обсуждается всеми, в результате дискуссии выбирается оптимальный вариант решения проблемы.

8.3. Оценка результатов деловой игры разрабатывается преподавателями и представляется в Рабочей программе учебной дисциплины/модуля/предмета/цикла.

8.4. Оценка результатов проектной деятельности разрабатывается преподавателями, критерии оценки должны быть представлены в Рабочей программе учебной дисциплины/модуля/предмета/цикла. Общие требования к проекту как форме учебной деятельности и оценки компетенций.

Для проекта одним или несколькими преподавателями разрабатывается отдельная Рабочая учебная программа дисциплины (предмета, модуля, цикла), которая включается в ООП в формате аннотации данной учебной дисциплины.

Актуальность проекта -Проект должен быть выполнен на актуальную, важную тему.

Практическая значимость -Проект должен обладать практической ценностью, то есть он должен быть выполнен так, чтобы его результаты можно было использовать в отрасли, в деятельности работников СМИ и т.д.

Новизна проекта - участники проекта должны хорошо представлять себе, выполнялись ли подобные работы ранее, кем они выполнялись и т.д. Реализуемый проект должен хотя бы в небольшой степени обладать новизной по сравнению с имеющимися аналогами.

Эффективность и слаженность работы участников проекта- работа должна быть распределена равномерно между участниками проекта. Задания должны распределяться так, чтобы каждый участник имел возможность актуализировать как профессиональные компетенции, так и универсальные, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности.

Профессиональный уровень проекта -поставленная перед обучающимся задача должны быть достаточно сложной, но выполнимой. Работа должна курироваться преподавателем, а затем представляться на экспертизу специалисту (представителю работодателя).

Публичность проекта - завершать работу по проекту рекомендуется процедурой его публичной защиты. Желательно провести презентацию результатов проекта; их можно опубликовать в местных СМИ и/или разместить в сети Интернете.

Организационный уровень проекта- проект должен быть выполнен в заранее установленный срок. Несоблюдение сроков ведет к снижению оценки. Отчетная документация должна быть выполнена по стандартной, заранее известной обучающимся форме, которая имеется на кафедре или размещена в на внутреннем сайте институте.

Технический уровень проекта -проект должен быть выполнен с использованием современных информационных технологий, применяемых в отрасли, степень владения которыми также оценивается преподавателем и экспертом.

Отчетная документацияпо проекту предусматривается разработчиками, ее перечень, образцы приводятся в Рабочей программе проекта.

Критерии оценки работы участника проекта

Для каждого из участников проекта оцениваются:

• профессиональные теоретические знания в соответствующей области;

• умение работать со справочной и научной литературой;

• умение составлять и редактировать тексты;

• умение пользоваться информационными технологиями;

• умение работать в команде;

• умение представлять результаты собственной деятельности в СМИ и публично;

• коммуникабельность, инициативность, творческие способности.

 

 

Положение о фонде оценочных средств. PDF ►►►

 

 

ornamemt buepl bp 800