БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА (БИЭПП)

Филиал в г. Челябинске 

ornamemt buepl bp 800

ПОЛОЖЕНИЕ 

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

 

Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины. PDF  ►►►

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые в Филиале Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский институт экологии, политики и права» (далее - «Филиал»), оснащению образовательного процесса учебнометодическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов.

1.2. Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (далее - «УМК учебной дисциплины») регулирует процесс подготовки учебнометодического оснащения дисциплин, как с точки зрения содержания, так и формы, в целях сохранения преемственности в преподавании учебных дисциплин, а также создания условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу студентов.

1.3. УМК учебной дисциплины создается на кафедре по каждой учебной дисциплине в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями основной образовательной программы и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1.4. Требования Положения являются едиными в образовательной деятельности Филиала и соблюдаются всеми кафедрами.

 

2. Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины

 

2.1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению студентами учебного материала дисциплины, входящей в основную

образовательную программу по одной из специальностей (направлению), повышению качества подготовки специалистов.

2.2. Структура УМК учебной дисциплины включает в себя:

- рабочую программу дисциплины и

- учебно-методический блок.

2.3. Рабочая программа дисциплины разрабатывается в соответствии с Г осударственным образовательным стандартом, утверждается на заседании кафедры. При необходимости в УМК учебной дисциплины вносятся коррективы.

2.4. Рабочая программа дисциплины определяет содержание, объем и уровень усвоения материала, задает требования к уровню профессионального становления студентов с учетом специфики их подготовки по избранной специальности (направлению).

2.5. Структура рабочей программы дисциплины состоит из разделов:

1.    Пояснительная записка (цели, задачи, место курса)

2.    Тематическое планирование для студентов очной и заочной форм обучения (тематика одинаковая)

3.    Содержание курса

4.    Планы практических или лабораторных занятий

5.    Тематика рефератов и курсовых работ

6.    Вопросы для зачетов и экзаменов

7.    Список основной и дополнительной литературы

8.    Самостоятельная работа студентов

2.6. Учебно-методический блок включает:

-    методические рекомендации по изучению дисциплины;

-    методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

-    фондовые лекции;

-    практикумы, включающие тематику практических занятий, заданий к ним;

-    лабораторные практикумы с лабораторными заданиями и с рекомендациями по их выполнению;

-    тестовые задания для самоконтроля и итогового контроля;

-    дидактические материалы.

2.6.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса изучается студентами самостоятельно. Содержание методических рекомендаций может включать:

-    советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины;

-    описание последовательности действий студента или «сценарий», алгоритм изучения дисциплины, сложной темы;

-    рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса;

-    рекомендации по работе с литературой;

-    советы по подготовке к экзамену (зачету);

-    разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий;

-    рекомендации по организации и проведению коллоквиума и др.

2.6.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов позволяют продуктивно организовать данный вид работы. Содержание рекомендаций может включать:

-    указания по написанию рефератов, научных докладов и сообщений;

-    рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ;

-    алгоритмы подготовки творческих заданий, проектов;

-    советы по конспектированию, рецензированию статей, первоисточников, др. литературы;

-    рекомендации по составлению словарей (глоссария);

-    советы по ведению дневников по различным видам практики;

-    разъяснения по анализу и решению различных ситуаций;

-    рекомендации по работе со словарем (с ведущими понятиями курса) и др.

2.6.3. Практические занятия в вузе способствуют практическому определению студентами путей приложения научных знаний, их закреплению и расширению. Под практическим занятием (практикой) понимается всякая практическая деятельность студентов, т.е. то, что относится к их практической подготовке, связанной с применением и углублением знаний, приобретением умений и навыков: упражнения, решение задач, семинарские и лабораторные работы.

2.6.4. Семинарские занятия относятся к практическим занятиям, но представляют особую форму сочетания теории и практики. Их назначение - углубление проработки теоретического материала предмета путем регулярной и планомерной самостоятельной работы студентов на протяжении всего курса.

2.6.5. Содержание рекомендаций по проведению практических занятий может включать:

1. План проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материала, обсуждаемого на практическом занятии;

2. Вопросы, выносимые на обсуждение и список литературы (с указанием конкретных страниц), необходимой для целенаправленной работы студентов в ходе подготовки к занятию (список литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания);

3. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых на занятии;

4. Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых студентам и др.

2.6.6. Лабораторные практикумы с лабораторными заданиями и с рекомендациями по их выполнению. Лабораторное занятие/лабораторный практикум - это практическая деятельность студентов, направленная на овладение техникой эксперимента, умение решать практические задания путем постановки опыта. В ходе лабораторной работы у студентов формируются умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

2.6.7. Содержание рекомендаций к лабораторным практикумам может включать:

- план проведения занятия с указанием последовательности рассматриваемых тем занятия, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материала по каждой теме;

- теоретические положения и указания к выполнению лабораторных работ;

- методические вопросы, связанные с подготовкой и проведением лабораторных занятий (для студентов старших курсов лабораторные занятия по профилирующей дисциплине должны предполагать небольшое комплексное задание учебно-исследовательского характера, для выполнения которого студент должен подобрать необходимую литературу, самостоятельно составить план решения поставленной перед ним задачи, выполнить экспериментальную часть исследования и представить исчерпывающий отчет);

- методику руководства лабораторными занятиями студентов со стороны преподавателя, определяющего направленность и организацию работ;

- методику самостоятельной работы студентов;

- рекомендации по организации рабочего места студента, соблюдение правил техники безопасности, санитарных норм.

2.6.8. Тестовые задания для самоконтроля и итогового контроля.

Тестирование представляет собой процедуру, позволяющую объективно

установить уровень учебных достижений студентов в области теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тесты включают в себя вопросы, которые выносятся на контроль, составленные в соответствии с программой дисциплины.

2.6.9. При составлении вопросов/заданий для тестирования необходимо придерживаться следующих правил:

- в вопросе/задании должна быть ясно выражена только одна мысль;

- вопрос/задание представляет собой важную часть пройденной темы;

- вопрос/задание по трудности должен быть доступен студенту, а по содержанию - соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности;

- вопрос/задание следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса;

- при формулировании вопроса/задания и ответов к ним следует исключать намеки и подсказки.

2.6.10. Дидактические материалы представляют собой достаточно широкий спектр разнообразных методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия со студентами. Дидактические материалы могут быть представлены в следующем виде:

- структурно-логические схемы;

- опорные сигналы/ плакаты;

- рабочие тетради;

- деловые/ролевые игры;

- тренинги;

- групповые и индивидуальные задания/ проекты;

- практические (деловые) ситуации (кейсы);

- раздаточный дидактический материал и др.

 

3. Дидактические требования к учебно-методическому комплексу учебной дисциплины

 

3.1. УМК учебной дисциплины должен отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к методическим материалам:

3.1.1. Требование научности - предполагает формирование у студентов научного мировоззрения на основе представлений об общих и специальных методах научного познания.

3.1.2. Требование доступности - предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов.

3.1.3. Требование наглядности - предполагает учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и личное наблюдение и изучение их студентами.

3.1.4. Требование обеспечения сознательности обучения - предполагает обеспечение самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач образовательной деятельности.

3.1.5. Требование систематичности и последовательности обучения -означает обеспечение последовательности усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области.

3.1.6. Требование прочности усвоения знаний - предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание.

3.1.7. Требование единства осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей целостного образовательного процесса.

 

4. Порядок разработки учебно-методического комплекса учебной дисциплины

 

4.1. УМК учебной дисциплины    разрабатывается коллективом преподавателей кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальности (направлению). Кафедра является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины.

4.2. Разработка УМК осуществляется преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальности (направлению).

4.3. Рассмотрение и утверждение УМК дисциплины проходит на заседании кафедры.

 

5. Организация контроля содержания и качества разработки учебно- методического комплекса учебной дисциплины

 

5.1. Контроль содержания и качества разработки УМК учебной дисциплины осуществляется кафедрой.

5.2. Кафедра осуществляет:

-    контроль содержания и качества подготовки учебных программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов факультета;

-    контроль результатов апробации УМК в учебном процессе, соответствия содержания учебно-методического материала учебной программы дисциплины;

-    контроль содержания и качества подготовки документации УМК. 

 

Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины. PDF  ►►► 

 

 

ornamemt buepl bp 800