ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины. PDF ►►►
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые в Филиале Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский институт экологии, политики и права» (далее - «Филиал»), оснащению образовательного процесса учебнометодическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов.
1.2. Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (далее - «УМК учебной дисциплины») регулирует процесс подготовки учебнометодического оснащения дисциплин, как с точки зрения содержания, так и формы, в целях сохранения преемственности в преподавании учебных дисциплин, а также создания условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу студентов.
1.3. УМК учебной дисциплины создается на кафедре по каждой учебной дисциплине в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями основной образовательной программы и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
1.4. Требования Положения являются едиными в образовательной деятельности Филиала и соблюдаются всеми кафедрами.
2. Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины
2.1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению студентами учебного материала дисциплины, входящей в основную
образовательную программу по одной из специальностей (направлению), повышению качества подготовки специалистов.
2.2. Структура УМК учебной дисциплины включает в себя:
- рабочую программу дисциплины и
- учебно-методический блок.
2.3. Рабочая программа дисциплины разрабатывается в соответствии с Г осударственным образовательным стандартом, утверждается на заседании кафедры. При необходимости в УМК учебной дисциплины вносятся коррективы.
2.4. Рабочая программа дисциплины определяет содержание, объем и уровень усвоения материала, задает требования к уровню профессионального становления студентов с учетом специфики их подготовки по избранной специальности (направлению).
2.5. Структура рабочей программы дисциплины состоит из разделов:
1. Пояснительная записка (цели, задачи, место курса)
2. Тематическое планирование для студентов очной и заочной форм обучения (тематика одинаковая)
3. Содержание курса
4. Планы практических или лабораторных занятий
5. Тематика рефератов и курсовых работ
6. Вопросы для зачетов и экзаменов
7. Список основной и дополнительной литературы
8. Самостоятельная работа студентов
2.6. Учебно-методический блок включает:
- методические рекомендации по изучению дисциплины;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
- фондовые лекции;
- практикумы, включающие тематику практических занятий, заданий к ним;
- лабораторные практикумы с лабораторными заданиями и с рекомендациями по их выполнению;
- тестовые задания для самоконтроля и итогового контроля;
- дидактические материалы.
2.6.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса изучается студентами самостоятельно. Содержание методических рекомендаций может включать:
- советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины;
- описание последовательности действий студента или «сценарий», алгоритм изучения дисциплины, сложной темы;
- рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса;
- рекомендации по работе с литературой;
- советы по подготовке к экзамену (зачету);
- разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий;
- рекомендации по организации и проведению коллоквиума и др.
2.6.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов позволяют продуктивно организовать данный вид работы. Содержание рекомендаций может включать:
- указания по написанию рефератов, научных докладов и сообщений;
- рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ;
- алгоритмы подготовки творческих заданий, проектов;
- советы по конспектированию, рецензированию статей, первоисточников, др. литературы;
- рекомендации по составлению словарей (глоссария);
- советы по ведению дневников по различным видам практики;
- разъяснения по анализу и решению различных ситуаций;
- рекомендации по работе со словарем (с ведущими понятиями курса) и др.
2.6.3. Практические занятия в вузе способствуют практическому определению студентами путей приложения научных знаний, их закреплению и расширению. Под практическим занятием (практикой) понимается всякая практическая деятельность студентов, т.е. то, что относится к их практической подготовке, связанной с применением и углублением знаний, приобретением умений и навыков: упражнения, решение задач, семинарские и лабораторные работы.
2.6.4. Семинарские занятия относятся к практическим занятиям, но представляют особую форму сочетания теории и практики. Их назначение - углубление проработки теоретического материала предмета путем регулярной и планомерной самостоятельной работы студентов на протяжении всего курса.
2.6.5. Содержание рекомендаций по проведению практических занятий может включать:
1. План проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материала, обсуждаемого на практическом занятии;
2. Вопросы, выносимые на обсуждение и список литературы (с указанием конкретных страниц), необходимой для целенаправленной работы студентов в ходе подготовки к занятию (список литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания);
3. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых на занятии;
4. Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых студентам и др.
2.6.6. Лабораторные практикумы с лабораторными заданиями и с рекомендациями по их выполнению. Лабораторное занятие/лабораторный практикум - это практическая деятельность студентов, направленная на овладение техникой эксперимента, умение решать практические задания путем постановки опыта. В ходе лабораторной работы у студентов формируются умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.
2.6.7. Содержание рекомендаций к лабораторным практикумам может включать:
- план проведения занятия с указанием последовательности рассматриваемых тем занятия, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материала по каждой теме;
- теоретические положения и указания к выполнению лабораторных работ;
- методические вопросы, связанные с подготовкой и проведением лабораторных занятий (для студентов старших курсов лабораторные занятия по профилирующей дисциплине должны предполагать небольшое комплексное задание учебно-исследовательского характера, для выполнения которого студент должен подобрать необходимую литературу, самостоятельно составить план решения поставленной перед ним задачи, выполнить экспериментальную часть исследования и представить исчерпывающий отчет);
- методику руководства лабораторными занятиями студентов со стороны преподавателя, определяющего направленность и организацию работ;
- методику самостоятельной работы студентов;
- рекомендации по организации рабочего места студента, соблюдение правил техники безопасности, санитарных норм.
2.6.8. Тестовые задания для самоконтроля и итогового контроля.
Тестирование представляет собой процедуру, позволяющую объективно
установить уровень учебных достижений студентов в области теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тесты включают в себя вопросы, которые выносятся на контроль, составленные в соответствии с программой дисциплины.
2.6.9. При составлении вопросов/заданий для тестирования необходимо придерживаться следующих правил:
- в вопросе/задании должна быть ясно выражена только одна мысль;
- вопрос/задание представляет собой важную часть пройденной темы;
- вопрос/задание по трудности должен быть доступен студенту, а по содержанию - соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности;
- вопрос/задание следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса;
- при формулировании вопроса/задания и ответов к ним следует исключать намеки и подсказки.
2.6.10. Дидактические материалы представляют собой достаточно широкий спектр разнообразных методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия со студентами. Дидактические материалы могут быть представлены в следующем виде:
- структурно-логические схемы;
- опорные сигналы/ плакаты;
- рабочие тетради;
- деловые/ролевые игры;
- тренинги;
- групповые и индивидуальные задания/ проекты;
- практические (деловые) ситуации (кейсы);
- раздаточный дидактический материал и др.
3. Дидактические требования к учебно-методическому комплексу учебной дисциплины
3.1. УМК учебной дисциплины должен отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к методическим материалам:
3.1.1. Требование научности - предполагает формирование у студентов научного мировоззрения на основе представлений об общих и специальных методах научного познания.
3.1.2. Требование доступности - предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов.
3.1.3. Требование наглядности - предполагает учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и личное наблюдение и изучение их студентами.
3.1.4. Требование обеспечения сознательности обучения - предполагает обеспечение самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач образовательной деятельности.
3.1.5. Требование систематичности и последовательности обучения -означает обеспечение последовательности усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области.
3.1.6. Требование прочности усвоения знаний - предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание.
3.1.7. Требование единства осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей целостного образовательного процесса.
4. Порядок разработки учебно-методического комплекса учебной дисциплины
4.1. УМК учебной дисциплины разрабатывается коллективом преподавателей кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальности (направлению). Кафедра является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины.
4.2. Разработка УМК осуществляется преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальности (направлению).
4.3. Рассмотрение и утверждение УМК дисциплины проходит на заседании кафедры.
5. Организация контроля содержания и качества разработки учебно- методического комплекса учебной дисциплины
5.1. Контроль содержания и качества разработки УМК учебной дисциплины осуществляется кафедрой.
5.2. Кафедра осуществляет:
- контроль содержания и качества подготовки учебных программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов факультета;
- контроль результатов апробации УМК в учебном процессе, соответствия содержания учебно-методического материала учебной программы дисциплины;
- контроль содержания и качества подготовки документации УМК.
Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины. PDF ►►►